9 шагов подготовки группы к интерактивному упражнению

Внимание!

Это действительно важная и серьезная информация.

Эффективность любого интерактивного упражнения (ролевой игры, ситуационной задачи, управляемой дискуссии) на 95% зависит от предварительных объяснений тренера.

Иногда смысл упражнения кажется тренеру настолько очевидным, что он пренебрегает подробностями при объяснении упражнения. Выглядит это примерно так: «А теперь у нас ролевая игра, давайте начнем…»

Нет. Подробности здесь важны как никогда. То, что кажется тренеру простым, бывает спорно и непонятно для аудитории. Иногда задача упражнения поставлена тренером неточно и по-разному понята участниками. В этом случае успех упражнения или ролевой игры висит на волоске. Интерактивные игры – весомая часть тренинга, поэтому не надо рисковать! Смогут ли участники эффективно провести упражнение и получить конкретный материал для обсуждения, анализа, обобщения? Всё это зависит от того, каким образом тренер расскажет и покажет, а при необходимости расскажет и покажет снова - то, что предстоит сделать участникам в упражнениях. Понимание смысла упражнения должно быть 100%-ным!

Несмотря на все многообразие интерактивных игр, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме - «9 шагах подготовки группы к упражнению».

Шаг первый.

«Информационный мост». Почему «мост»? Тренеру необходимо найти и показать группе смысловой мост между предыдущим тематическим блоком и предстоящим упражнением. Возможно, это будет целое рассуждение, целый рассказ на заданную тему. Тренер подытоживает пройденное и как по мостику направляется к новой части тренинга – упражнению. Например: «В предыдущем смысловом блоке тренинга было рассказано о том, что такое потребность. Потребность – это нужда; необходимость; то, чего очень хочется и чего человеку не хватает. Мы с вами поговорили о том, что, согласно пирамиде Маслоу, существует целых 7 ступеней потребностей. Человек состоит из потребностей. Но многие из них он сам не осознает. Насколько важно знание и выявление потребностей для успешной коммуникации, вы сможете понять, проделав упражнение по выявлению потребности друг у друга. Кроме того, в упражнении вам предстоит удивиться по поводу того, сколько неосознанных потребностей на самом деле имеет человек. Для этого…»

Шаг второй.

«Создание групп». Для выполнения упражнения необходимо разделить участников на группы. Потом подождать, пока все будут готовы. Не надо начинать детальное объяснение того, что будет происходить в рамках упражнения, пока участники не займут нужную позицию и не приготовятся выслушать объяснения тренера. Помолчите, сделайте паузу, дайте группе организоваться. Дождитесь тишины. Вдох-выдох-пространство.

Шаг третий.

«Условия задачи». Теперь необходимо уделить внимание самому упражнению. Тренер ставит задачу. Например: «В ролевой игре мы воспроизведем несколько типовых проблемных ситуаций. Один из вас будет играть роль клиента, остальные – роль менеджера. Задача менеджера – справиться с проблемной ситуацией. Задача «клиента» – вести себя так, как ведет себя клиент в реальной жизни». Или другой пример объяснения условий задачи: «Сейчас мы проведем дискуссию в малых группах на тему: «Что такое доверие». Задача участников в каждой группе – наиболее полно раскрыть данное понятие, а затем представить лучшего оратора».

Шаг четвертый.

«Правила упражнения». Тренер говорит: «Участие в игре всегда требует признания правил. Мир игр — это магический мир со своими собственными законами пространства, времени и собственными стандартами поведения. Правила проведения данного упражнения таковы…»

Шаг пятый.

«До и после». В предыдущих четырех шагах тренер рассказал о том, что будет «до» проведения упражнения. В шаге пятом он рассказывает группе о том, что последует «после» проведения упражнения. Например, после упражнения будут обсуждаться наилучшие выступления, или представитель от группы проведет презентацию.

Шаг шестой.

«Инструкция к действию». Чем лучше участники поймут, чего тренер от них хочет, тем лучше они сделают упражнение. Примите меры по улучшению понимания упражнения. Раздайте письменные инструкции, и не только раздайте, но и расскажите, что в них написано. Инструкции к игре лучше давать как в устной, так и в письменной форме. Неважно, что будет изображено на листке бумаги – рисунок, график, схема или краткое описание. Участники лучше поймут смысл упражнения, если этот смысл не только услышат, но и УВИДЯТ перед собой.

Шаг седьмой.

«Вопросы». Спросите участников, есть ли у них вопросы по упражнению. Даже если вопросов нет, группа поймет, что Вы скрупулёзно о ней заботитесь, хотите провести качественное упражнение, и будет стремиться ответить Вам тем же.

Шаг восьмой.

«Личный пример». Как полководец вдохновляет личным примером своих солдат, так и Вам необходимо провести демонстрацию того, как выполнять упражнение. Иногда это действительно бывает целесообразно, особенно если упражнение непростое или если Вы видите, что группа не очень хорошо поняла Ваши объяснения.

Шаг девятый, финальный.

«Тайм-менеджмент». Назначьте время выполнения задания. Можно давать немного меньше времени, чем требуется, поскольку добавить время легко.

Итак, пройдя 9 шагов подготовки группы к упражнению, тренер может быть почти уверен, что участникам всё понятно и задача, поставленная перед ними, будет выполнена на «отлично». Но тренер должен быть готов и к тому, что иногда некоторые из этих 9-и шагов все же придется повторить группе снова. Это нормальный рабочий момент, ведь «Повторенье – мать ученья».

Презентация к статье

9 шагов подготовки группы

9 шагов подготовки группы к интерактивному упражнению
Просмотр (0,86 Мб.)